Бой начинается с конкурса капитанов.
Победивший капитан принимает решение: желает ли его команда вызвать соперника на первый раунд или, наоборот, вызывать должен соперник. Если команда решила все задачи, то для неё это не очень важно, но если (как обычно бывает) решены не все задачи, то очерёдность может иметь немалое значение. Обычно предпочитают, чтобы первой вызывала команда, проигравшая бой капитанов, но бывает и наоборот.
Итак, наступилдо время вызова. Вызванная команда может поступить двояко. Первый
Если оппонент в соновном согласился с докладчиком, то жюри отправляет его восвояси и далее само беседует с докладчиком, проясняя все неясные места. Если решение безошибочное, то команда докладчика получает
Если же оппонент не соглашается с докладчиком и пытается доказать ошибочность его решения, то жюри или прерывает оппонента и отправляет на место, когда критика не по существу, или же поддерживает. За обнаружение «дыры», которую докладчик не может «заделать», оппонент сразу же получает
Если же вызов не был принят, то происходит проверка корректности вызова. Идея в том, что вызванная команда отказывается рассказывать решение задачи, а вместо этого проверяет, решила ли её вызвавшая команда. В таком случае вызвавшая команда выставляет докладчика, а
Далее бой идёт по уже известным нам правилам. Если вызов корректный (то есть докладчик вызвавшей команда представил решение, с которым согласился оппонент), то следующий вызов, согласно порядку очерёдности, делает вызванная команда. Если же вызов некорректный, то очередной вызов должна делать провинившаяся команда. Это — одно из важнейших правил матбоя, которое заставляет капитанов осторожно относиться к вызовам и карает тех, кто вызывает противника на задачи, которые сам не умеет решать.
Начиная с некоторого момента, у одной из команд может кончиться запас решённых задач. Тогда она может отказаться от дальнейших вызовов. После этого соперники могут выставлять докладчиков на любые ещё не рассмотренные задачи, а отказавшаяся от вызова команда зарабатывает очки лишь за счёт оппонирования.
Чтобы усилить дух коллективизма, каждому игроку позволено выходить к доске (безразлично, в качестве оппонента или докладчика) не более двух раз.
Команда (устами капитана) имеет право в любой момент взять 30-секундный перерыв, чтобы помочь своему товарищу. Соперник в это время тоже совещается со своей командой. Взявшая перерыв команда имеет право использовать не все 30 секунд, а гораздо меньше. В таком случае соперник обязан прекратить общение в тот же момент, что и «хозяин прерывания». Количество таких полуминутных перерывов ни у какой команды не может превысить шести. Команда в любой момент может заменить своего выступающего; это считается равносильным использованию двух перерывов. (Типичная ситуация: команда взяла перерыв, во время которого капитан понял, что выступающего лучше заменить; в таком случае происходит замена ценой двух
Победителем боя считают команду, набравшую больше очков. При этом, как правило, заранее устанавливают некоторую разницу баллов (обычно 2
Математические бои — прекрасная школа для приобретения навыков не только решения задач и работы в творческом коллективе, но и (что не менее важно!) внятного изложения своих мыслей, умения спорить, замечать свои и чужие ошибки. Особенно ответственна роль капитана команды: он не только сам решает задачи, но и распределяет усилия своих товарищей, чтобы было решено как можно больше задач и все решения были тщательно проверены.